Свитки Мертвого моря

Древние еврейские манускрипты, случайно обнаруженные в 1947 году мальчиком-бедуином, являются источником как общенародного, так и научного интереса второй половины столетия. Дело в том, что данные рукописи Мертвого моря рассказывают об исторических событиях времен Второго Храма (520 г.до н.э.-70 г.н.э.), в частности, со 2 века до н.э. до разрушения Второго Храма в 70 г.н.э. - времени решающих перемен в развитии и установлении монотеистической религии.

Иудейская пустыня - земля, считавшаяся бесплодной, - отвергла предрассудки и принесла в дар невиданное сокровище. Молодой пастух и не подозревал, что в поисках заблудившегося козленка он набредет на пещеру, в которой спрятаны еврейские манускрипты. За первым открытием последовало другое, и так были обнаружены одиннадцать пещер со свитками и место древнего поселения. С 1947 года на месте этих открытий (вся территория Кумрана - пустынная равнина и прилегающий к ней горный хребет) и непосредственно сам участок - проводятся бесконечные исследования; не осталось ни одного неперевернутого камня, ни одной неисследованной щели; поселение Кумран буквально перерыто.

Первыми в Иудейской пустыне, в первой пещере были найдены семь длинных свитков. Необычные обстоятельства находки, канун войны Израиля за независимость послужили препятствием переговоров по приобретению всех рукописей. Незадолго до провозглашения государства Израиль профессор Еврейского Университета Е.Л.Сукеник нелегально приобрел три свитка у араба-христианина, торгующего антиквариатом в Бейтлехэме. Остальные четыре свитка попали в руки Мар Атаназиусу Иешуа Самуэлю, митрополиту монастыря Святого Марка сирийских якобитов в Иерусалиме. В 1949 году он отправился в США вместе с рукописями, но прошло пять лет, прежде чем прелат нашел покупателя.

1 июня 1954 года Мар Самуэль поместил объявление в Wall Street Journal с предложением продать "Четыре свитка Мертвого моря". На объявление обратил внимание Игаль Ядин, сын профессора Сукеника, который только что покинул пост начальника личного состава Израильских Вооруженных Сил и вернулся к своему первоначальному занятию - археологии. С помощью посредников четыре свитка были выкуплены у Мар Самуэля за 250 000 долларов. Таким образом, рукописи, ускользнувшие от отца Ядина из-за войны, были теперь предоставлены в его распоряжение. Стоимость покупки была частично оплачена Д.С.Готтесманом, филантропом из Нью-Йорка. Его наследники стали спонсорами сооружения Музея Рукописей в Иерусалиме, где выставлены эти уникальные рукописи.

Семь свитков из первой пещеры, хранящиеся теперь в Музее Рукописей - это Исайя А, Исайя В, Комментарий Хабаккук, Свиток Благодарения, Правила Общины (или Руководство по Дисциплине), а также Апокриф Книги Бытия, написанный на арамейском языке. Все рукописи были опубликованы.

Археологические исследования

Пещеры. Как минимум год прошел с момента открытия свитков в 1947 году и началом систематических археологических исследований на территории Кумрана. Северная область Мертвого моря, местоположение Кумрана до 1967 года оставались частью Иордании. Поиском рукописей занимались бедуины, опустошившие первую пещеру, что, без сомнения, привело к утрате ценных материалов.

В начале 1949 года пещера, наконец, была осмотрена археологами Иордании. Ланкастер Хардинг, директор Отделения Древностей, предпринял экскавацию первой пещеры вместе с Пьером Роланом де Во, французским священником-доминиканцем, возглавлявшим Ecole Biblique в Иерусалиме. В процессе исследования пещеры, расположенной в километре севернее Уади Кумран, были найдены, по крайней мере, семьдесят фрагментов, включая части семи оригинальных свитков. Это открытие установило происхождение купленных свитков. Также были обнаружены археологические артефакты, подтвердившие датирование рукописей, сделанное в результате палеографического исследования.

Бедуины продолжали поиски свитков, поскольку эти лоскутки кожи оказались неплохим источником дохода. Так как первая пещера была полностью перерыта, новые материалы, предложенные бедуинами, показали, что первая пещера не была изолированным феноменом в пустыне и что существуют и другие пещеры с манускриптами.

Годы 1951-1956 были отмечены повышенной активностью, связанной как с поиском пещер, так и с раскопками на местах, где предполагалось существование рукописей. Была тщательна исследована восьмикилометровая гряда скал. Из одиннадцати пещер, где были найдены свитки, пять были открыты бедуинами и шесть - археологами. Некоторые пещеры были особенно богаты на исторический материал. В третьей пещере были обнаружены два оксидированных рулона кованой меди (Медный Свиток), содержащие длинные списки реальных или воображаемых спрятанных сокровищ - загадка, будоражащая умы по сей день. Четвертая пещера обладала самым большим количеством материала: здесь были найдены 15 000 фрагментов как минимум шестиста текстов. Последняя пещера - одиннадцатая - содержащая рукописи, была открыта в 1956 году; в ней были найдены многочисленные документы, включая Свиток Псалмов, Работы на арамейском языке, а также Свиток Храма - самый длинный (около 29 футов) из Кумранских манускриптов. Свиток Храма был получен Игалем Ядином в 1967 году и сейчас хранится вместе с первыми семью свитками в Музее Рукописей в Иерусалиме. Все остальные манускрипты, полные тексты, а также небольшие фрагменты хранятся в Иерусалимском здании Музея Рокфеллера, в помещении Отдела Древностей Израиля.

Руины Кумрана. Время шло, и Пьер де Во осознал необходимость исследования места поселения, расположенного вблизи от пещер. Экскавация этого участка могла бы предоставить ключ к установлению людей, создавших манускрипты.

Руины Кумрана расположены на участке бесплодной земли между скалами из известняка, являющимися частью Иудейской пустыни, и прибрежной полосой вдоль Мертвого Моря. Раскопки обнаружили комплекс сооружений 262 х 328 футов (80 х 100 метров), имеющих значительную высоту. Сооружения носили не военный и не частный характер, но были скорее коммунальными.

Неподалеку были найдены остатки захоронений. Обнаруженные керамические изделия были идентичны керамике в первой пещере и имели отношение к остальным пещерам. Исходя из результатов первых раскопок, дэ Во предположил, что данное место было пристанищем секты Эссен, о которой упоминают древние историки. Сектанты жили в пещерах, под навесами, в более прочных жилищах, но такие коммунальные сооружения, как хранилища с запасами пищи и воды, были общими. Раскопки, проведенные в 1956 и 1958 годах в близлежащем месте под названием Эн Фешха, подтвердили сельскохозяйственную принадлежность последнего к Кумрану.

Окончательный отчет об археологических раскопках в Кумране еще не представлен, однако результаты известны по предыдущим публикациям.

Датировка рукописей

Открытие Свитков Мертвого Моря повело за собой не утихающие споры в ученых кругах в связи с возможной датировкой и идентичностью общины, которую эти рукописи, так сказать, представляли.

Профессор Сукеник, после первоначального определения временного интервала, к которому принадлежали свитки ( период Второго Храма), понимая особое значение этих рукописей, принял ныне широко распространенную теорию о том, что они являются остатками библиотеки секты Эссенов. В то время, однако, профессору шумно противостояла группа ученых, сомневавшихся как в древности, так и в подлинности текстов. В памяти ученых до сих пор живет воспоминание о пресловутом деле Шапира 1883 года. М.Шапира, торговец антиквариатом из Иерусалима, объявил об открытии древнего текста Второзакония. Его тексты, якобы написанные на пятнадцати полосках кожи, вызвали огромное волнение в Европе и были даже выставлены в Британском музее. Вскоре после этого ведущие европейские ученые объявили тексты грубой подделкой.

Сегодня мнение ученых относительно времени и происхождения Свитков Мертвого моря подкреплено историческими, палеографическими и лингвистическими данными. Некоторые манускрипты написаны и скопированы в 3-м веке до н.э., однако основной материал, особенно тексты, связанные с жизнью сектантов, представляют собой оригиналы либо копии, датируемые 1-м веком до н.э.; некоторые тексты написаны незадолго до разрушения места их обнаружения в 68 г. н.э. римскими легионерами.

Секта Эссен

Некоторые ученые полагают, что сектанты Кумрана происходят из хасидов - религиозных, антиэллинистски настроенных общин, сформировавшихся в первое время существования маккавеев. Хасиды, возможно, были предшественниками эссенов, озабоченных распространением эллинизма и боровшихся за твердую приверженность законам Торы.

Археологические и исторические свидетельства говорят о том, что Кумран был основан во второй половине 2-го века до н.э. во время царствования династии Маккавеев. Тот факт, что эта территория была обитаема непостоянно (имеется временной интервал), является подтверждением того, что здесь случилось значительное землетрясение. Кумран был покинут во время нашествия римлян в 68 г.н.э., за два года до краха Еврейского самоуправления в Иудее и разрушения Храма в Иерусалиме в 70 г.н.э.

Основным источником информации относительно истории этого рокового периода являются Кумранские свитки, а также раскопки, но более ранние данные об эссенах были предоставлены их современниками: Йосифом Флавием и Плинием Старшим. Их свидетельства постоянно подтверждаются археологическими раскопками и изучением записей.

Историк Иосиф Флавий описывает разделение евреев во время периода Второго Храма на три ветви: Саддукеи, Фарисеи и Эссены. Эссены являлись отдельной группой, часть которой сформировала аскетическую монашескую общину, удалившуюся в пустыню. Точные политические и религиозные сходства каждой группы, а также их развитие и взаимоотношения, до сих пор остаются неясными и являются источником совершенно различных научных взглядов.

Эссены вели свое отшельническое существование в течение двух веков, занимаясь учебой и ведя образ жизни, состоявший из богослужения, молитв, работы. Понятно, однако, что большие группы приверженцев секты также проживали в городах и деревнях вне территории Кумран.

Само слово "Эссен" в рукописях ни разу не упоминается. Как тогда мы можем связывать тексты и места в Иудейской пустыне с эссенами?

Аргумент в пользу такой связи поддерживается разделением иудаизма на три ветви, о которых говорится в рукописях Кумрана (например, в Комментарии Наума): Ефраим, Менаше и Иуда, что соответствует фарисеям, саддукеям и эссенам. Поскольку сами эссены называют себя в текстах иудеями, совершенно очевидно, кем они себя считают. Более того, их религиозные принципы, как следует из рукописей, соответствуют описанным современниками и весьма контрастируют с теми религиозными основами, которые были приняты у других известных еврейских общин.

В большинстве случаев религиозные и иные принципы, принятые эссенами, описаны их современниками языком, подобным тому, который использовался в манускриптах самими эссенами. Обычаи, о которых рассказывается в древних источниках, принадлежащих эссенам, такие как испытательный период для новых членов секты, строгая иерархия, существовавшая в секте, частые омовения, питание - об всем этом упоминается и в рукописях. Из Правил Общины: "Сообща будут они благословлять и сообща будут держать совет". Наконец, месторасположение секты - район Мертвого моря - указал римский историк Плиний Старший.

Несмотря на то, что свидетельства, указывающие на связь эссенов с Кумранским поселением и манускриптами из пещер, рассматриваются большинством ученых как убедительные, некоторые из них все же имеют большие возражения. Так, существует предположение, что данное место было военным гарнизоном или даже зимним убежищем. Манускрипты рассматриваются как эклектическая коллекция, совершенно необязательно написанная в районе Мертвого моря, а также не являющаяся принадлежностью секты, и вовсе не остатками библиотеки Храма в Иерусалиме. Другие ученые полагают, что тексты - это записи предшественников или даже последователей Ииуса Христа - еврейских христиан, которые все еще соблюдают еврейские законы.

Кумранская библиотека

Коллекция текстов, найденная на территории Кумрана, предоставила нам большой материал по еврейской истории, от 3 века до н.э. вплоть до 68 г.н.э., подтверждая тем самым значительную литературную активность среди евреев в период существования Второго Храма. Коллекция представляет собой документы различного характера, в большинстве своем имеющие отношение к религии. Основные категории, представленные в данном собрании рукописей - это библейские, апокрифические или псевдоэпиграфические записи, а также записи сектантов. Изучение этой библиотеки показало, что границы между этими категориями далеко не ясны.

Библейские манускрипты включают, по-видимому, наиболее ранние копии данных текстов, дошедшие до нас. В коллекции представлено большинство книг Библии. Некоторые книги имеются в многочисленных копиях; другие представлены только фрагментарно на простых полосках пергамента. Библейские тексты весьма напоминают обычный Мазоретический текст. Это, однако, не является правилом, и многие тексты расходятся с Мазоретическим. Например, некоторые рукописи Самуэля из четвертой пещеры представляют собой греческую версию Библии (Септуагинт), переведенную в III - II вв. до н.э. В самом деле, в Кумране были найдены копии Септуагинты на греческом языке.

В большинстве своем Библейские манускрипты предоставили новую информацию, помогающую восстановить историю Нового Завета. Также немаловажен тот факт, что некоторые рукописи Библии, включая Свиток Левита, написаны не еврейской письменностью, доминировавшей в то время, но, скорее всего, древней палео-ивритской письменностью.

В Кумране сохранилось значительное число апокрифических и псевдоэпиграфических рукописей - там же, где были сначала найдены ивритские и арамейские версии еврейских текстов периода Второго Храма. Данные тексты, не включенные в канонические еврейские священные писания, хранились в различных христианских церквях и были переведены на греческий, эфиопский, сирийский, армянский и другие языки.

Некоторые из текстов представляют собой повествования, очень близкие к библейским, таким как Книга Празднеств и Книга Еноха, тогда как другие являются самостоятельными работами, например, Тобит и Бен Сира. Очевидно, некоторые из этих повествований изучались Кумранской общиной в качестве канонических.

Наиболее уникальными записями из Кумрана являются сектантские, которые были практически неизвестны до их обнаружения в 1947 году. Исключение составляет Дамасский Документ ( или Дамасское соглашение), который не был идентифицирован до открытий, сделанных в районе Мертвого моря. Тексты рассказывают о вере и обычаях религиозного общества, вероятно, жившего в Кумране, и включают правила , указы, библейские комментарии, обряды, относящиеся в основном к последней четверти 2-го века до н.э.

"Правила" - собрание правил и инструкций, описывающих жизнь общины - представлены Дамасским документом, Правилами Общины и некоторыми Заповедями Торы. Мы видим значительный объем юридического материала (Галаха), который имеет много общего с раввинской традицией, описано в более позднее время в Мишне. Галаха в записях сектантов подтверждается сектантской Галахой, о которой говорится в раввинских источниках.

Источником библейских комментариев , таких как Комментарий Хабаккук, Комментарий Наума, а также Комментарий Хосеа являются эсхатологические предположения сектантов. Рукописи изучались сектантами на предмет аллюзий, связанных с настоящими или будущими событиями. Эти аллюзии могут быть поняты только самими сектантами, поскольку только они обладали "глазами, чтобы видеть" - дальним эсхатологическим видением. Благодарственные псалмы представлены в двух видах: имеющие личный характер, относимые некоторыми к "учителю праведности", и обычного типа - для группы.

Многие другие тексты заслуживают упоминания, но данный короткий обзор рассказывает лишь об основной роли, которую сыграли Свитки Мертвого моря в дальнейшем понимании нами этого важного момента еврейской истории.

Источник: http://www.sunround.com/
Перевод - Наталья Ганелина
"Еврейский Интернет Клуб"
Hosted by uCoz