Церковь Назарянина является протестантской
евангельской церковью, которая проводит служение более чем в 100 странах мира.
Протестантство, по сути, является движением возрождения. Одно такое движение
евангельского возрождения возникло в Англии под руководством Джона Уэсли в начале
18 века. Он проповедовал, что каждый:
- «... надеющийся на Христа одного к спасению, будет возрождён к новой жизни...»;
- «христианин может жить в постоянной и полной победе над грехом» (полное освящение),
и эти действия благодати «есть Дар Божий, и Дух Святой свидетельствует верующим
об этом состоянии благодати».
На Джона Уэсли глубоко повлияло учение богословов как Восточной, так и Западной Церкви, начиная с 5-го столетия нашей эры. Однако он смог объединить отдельные аспекты их учения в одно целое. Учение Джона Уэсли быстро распространилось в Англии и в Америке и положило начало методизму. Начиная с 1784 года, в США существовала независимая Методистская церковь. Ее целью было «распространение Библейской святости в стране». Однако, к началу 19-го века учение о постоянной и полной победе над грехом, также называемое полным освящением, а иногда христианской святостью, начало убывать. И только во второй половине 19-го века Методистская церковь и множество других протестантских церквей вновь пережили глубокое возрождение учения о святости. Это новое возрождение учения о полном освящении было подготовлено служением нескольких пасторов и прихожан церкви; так, например, Фоебе Палмер из Нью-Йорка организовала по вторникам у себя дома встречи для распространения святости «Tuesday Meetings for the Promotion of Holiness». Служители Чарлз Финней из Пресвитерианской церкви, Аза Маган из церкви Конгрегационалистов и Виллиам Боардман из Баптистской церкви - всего лишь несколько имен, которые проповедовали о святости по всей стране.
В 1866 и 1867 году в Америке начали основываться «Общества для распростра-нения Библейской Святости». Очень по-пулярными были встречи в лагере отдыха, где проповедовалось о святости верующих. Самое знаменитое место было в Ваинланде/ Нью Джерси, где происходили собрания Национальных Встреч для Распростране-ния Святости, «National Camp Meetings for the Promotion of Holiness». В это время были основаны также и несколько церквей, которые проповедовали необходимость полного освящения. Так, например, Уэслианская Методистская Церковь (1843), Независимая Методистская Церковь (1860), а в Англии - Армия Спасения (1865).
Но движение святости не было ограничено американским континентом. В 1874 году Роберт Пеарзалл Смит и евангелисты Боардман, Маган и Д.Л. Муди провели Конференцию, посвященную теме святости в городе Оксфорде и годом позже - в Брайтоне в Англии. На этих конференциях присутствовали также посетители из Германии. Роберт Пеарзал Смит был приглашен посетить Германию в 1875 году, и проповедовал во многих местах. В Берлине его проповеди посетили императрица Августа и ее дочь Луиза, великая герцогиня Бадена. Император поблагодарил Смита за его служение в личном письме. Учение о полном освящении быстро распространилось по Германии, но осталось разрозненным.
В Америке движение отнюдь не было популярным в традиционных церквах, и оппозиция возникла вновь. Поэтому разрозненные группы решили объединить-ся в церковные общины и свободные организации для взаимной поддержки. В результате на Востоке США была основана Ассоциация церквей Пятидесятницы Америки, «Association of Pentecostal Churches of America». Эти церкви под руководством Х.Ф. Рейнолдс вели большую миссионерскую работу в Индии и на островах Зеленого Мыса. На Юге США некоторые группы объединились в Святую церковь Христа, «Holiness Church of Christ».
На Западе США в Калифорнии в 1895 г. группа верующих объединилась и основала новую церковь - Церковь Назарянина. Их духовным лидером стал методистский пастор - Финеас Ф. Бризи. В это время Методистская церковь требовала от своих служителей обязательной лояльности. Бризи же проповедовал об учении полной святости. К тому же он хотел посвятить себя служе-нию милосердия среди бедных в городской миссии. Это служение было несовместимо с его пасторским служением в Методистской церкви. Бризи решил оставить пасторский пост и служить только в миссии. Это служе-ние продолжалось один год. В октябре 1895 года для Бризи открылась новая возмож-ность. Совместно с его близким другом Др. Дж. П. Видней, бывшим президентом Универ-ситета Южной Калифорнии, он основывает церковь для служения бедным людям - Церковь Назарянина.
Др. Видней в день основания церкви объяснил, почему ее решили назвать именем Иисуса Назарянина: «Слово Назарянин символизирует утомительное и смиренное служение Христа. Это имя было дано Ему в насмешку теми, кто ненавидел и презирал Его. Весь страдающий и отчаявшийся мир обращается к Иисусу, к Иисусу Назарянину, чтобы получить надежду». В своём первом письменном объяснении Церковь Назарянина указывала, что «её служение направлено ко всем, кому жизненные битвы причинили боль и к каждому сердцу, которое жаждет очищения от греха».
В 1907 году в г. Чикаго группа Бризи объединилась с обществом церквей под руководством Рейнолдс с восточного побережья США. Первыми генеральными суперинтендентами (епископами) были избраны Др. Бризи и Г.Ф. Рейнолдс. На этой первой ассамблее присутствовали гости из южных церквей объединения Святой церкви Христа, «Holiness Church of Christ». Они предложили провести следующую ассамблею в городе Пайлот Пойнт, штат Техас с целью объединения с группой Бризи и Рейнолдс. Во вторник утром, 13 Октября 1908 г. делегаты и гости с большой радостью приняли реше-ние объединиться для совместного служе-ния. Это событие 13 Октября 1908 года признано официальной датой формирования Церкви Назарянина. Начав в 1908 года с 228 церквей и 10.500 членов, сегодня Церковь Назарянина имеет служение более чем в ста странах мира и насчитывает свыше одного миллиона членов.
В данное время Церковь Назарянина проводит служение в следующих странах:
Египет, Азорские острова. Острова Зелёного Мыса, Сенегал, Кот д'Ивуар (Берег Слоновой Кости ), Нигерия, Либерия, Кения, Уганда, Замбия, Малави, Мозамбик, Зимбабве, Ботсвана, Намибия, Южно-Африканская республика, Свазиленд, Руанда, Лесото.
Израиль, Иордания, Ливан, Сирия, Индия, Бирма, Таиланд, Индонезия, Гонконг, Китай. Южная Корея, Япония, Тайвань, Филиппины
США, Канада, Мексика, Белиз, Куба, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Ямайка, Сент-Люсия, Багамские острова, Гаити, Бермудские острова. Доминиканская республика, Пуэрто-Рико, Мартиника, Барбадос, Тринидад, Венесуэла, Гайана, Эквадор, Колумбия, Перу, Боливия, Парагвай, Уругвай, Чили, Аргентина
Австралия, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Гуам, Самоа, Гавайские острова
Дания, Великобритания, Ирландия, Голландия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Германия, Россия, Украина.
С 1991 года Церковь Назарянина осуществляет служение в России и Украине, а также и в других Восточно-Европейских странах: Болгарии, Румынии и Албании. В этих странах целью Церкви Назарянина является проповедь Евангелия, создание новых церквей, духовное обновление и принятие обществом христианских ценностей и норм морали, здорового образа жизни, быта и труда, а также разработка и осуществление гуманитарных программ (материальных и духовных) для нуждающихся.
В России и Украине это служение проявилось в основании нескольких поместных церквей, библейских кружков и групп милосердия и благотворительности, которые оказывают помощь нуждающимся в больницах, домах и пансионатах для престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы, в детских домах, среди одиноких и немощных, в отдельных нуждающихся семьях.
Церковь Назарянина также занимается издательской работой. В данный момент издается и распространяется христианская литература; планируется издание духовно-нравственных журналов и другой информационной литературы.
За короткий срок своего служения в странах бывшего Советского Союза, Церковь Назарянина имела возможность помочь в деле развития России (так например, материальная поддержка и помощь в строительстве и развитии фермерских хозяйств в д. Кобылино, Ухоловского района Рязанской обл.), при катастрофах, стихийных бедствиях (например, после землетрясения в Армении), при налаживании связей между церквами и зарубежными государственными и общественными организациями для осуществления гуманитарных и благотворительных проектов в России. Церковь продолжает оказывать помощь в Армении, а также в России и на Украине в профессиональном обучении, в сферах, где в этом имеется необходимость: здравоохранении, управлении свободным предпринимательством, сельском хозяйстве, в изучении английского языка. Главная цель Церкви Назарянина - служение Богу и людям. Она заинтересована и нуждается в каждом человеке и желает, чтобы все спаслись и испытали очищение и обновление в своей жизни.
Церковь Назарянина придерживается вероисповедания протестантских, евангельских церквей.